Цель занятия:  Ознакомление с понятием, назначением, функциями и методами самостоятельной работы, формироваие представления о формах и вариантах заданий самостоятельной работы , рассмотрение структуры составления логически-опорных конспектов.

Задание: Изучить теоретический материал и составить конспект.

Теоретический материал для изучения:

Самостоятельная работа студентов: понятие, назначение, функции, методы, формы

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  • углублять и расширять их профессиональные знания;
  • формировать у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности;
  • научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  • развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  • развивать познавательные способности будущих специалистов.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС

  • 1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  • 2. Постановка познавательных задач.
  • 3. Алгоритм выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
  • 4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  • 5. Определение видов консультационной помощи (консультации установочные, тематические, проблемные).
  • 6. Критерии оценки, отчетности и т.д.
  • 7. Виды и формы контроля (практика, контрольные работы, тесты, семинар и др.).
  • Самостоятельная работа включает воспроизводящие творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС: репродуктивный (тренировочный); реконструктивный; творческий, поисковый.
  • Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.
  • Самостоятельные реконструктивные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования и организации собственного учебного труда.
  • Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

 В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения — закрепление полученных знаний и перевод их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости при выполнении самостоятельной работе зависит успех обучения.

Составление логически-опорных конспектов.

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

                                       Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это   могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.

        Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  Опорный конспект  должен быть минимальным, чтобы его можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных  номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла опорного конспекта, главную   идею опорного конспекта  выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении опорного конспекта используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета (ВОВ, РФ, и др.) 

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он   должен быть  наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст опорного конспекта  должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же  влияет на  усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1.     Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по  тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2.   Выделение главного в изучаемом материале, составление  обычных             кратких записей.

3.   Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых   знаков, графиков, рисунков.

4.   Продумывание схематического способа кодирования знаний  использование различного   шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Задание выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. Обязательно указывать тему, цель урока. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием.

Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw

Выполненные задания присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.