Цель: Закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

Ход работы

1 Теоретический материал

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

2 Практическая часть

Задание 1: Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:

Года1960197019801990200020102020
Среднегодовая температура15,115,014,815,015,015,315,5

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
  2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
  3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 2: Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

ИзмененияОсновные примеси в атмосфере
Углекислый газМетанОзонСернистый газОксиды азотаФреоны
Парниковый эффект
Разрушение озонового слоя
Кислотные дожди
Фотохимический смог
Пониженная видимость атмосферы

Задание 3: Построить столбчатую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:

2010 г.

Загрязнение всего – 11169 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

2015 г.

Загрязнение всего – 10856 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

2020 г.

Загрязнение всего – 9966 тыс. т

Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

Задание 4: Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом»  используя данные таблицы 1, сделайте вывод.

Таблица  1 — Загрязнение атмосферы транспортом

Вид транспортаДоля в загрязнении атмосферы, %
Автомобили на бензине75
Автомобиле с дизельными двигателями5
Самолеты4
Сельскохозяйственные машины4
Железнодорожный и водный транспорт2

Задание 5: Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
  2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

Таблица 2 —  Концентрация в атмосфере парниковых газов

Концентрация в атмосфере Концентрация в атмосфере Концентрация в атмосфере
Года Углекислого газа Метана Диоксида азота
1000280755268
1200280760270
1400290750275
1600285755260
1800287750280
20003601750310

Задания выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися. Обязательно указывать дату выдачи задания, тему, цель занятия.

Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw

Выполненное задание присылать на электронную почту  преподавателя Тагильцев Е.В. infotehnolord@mail.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.

Работу выполнить сегодня, т.е. 19.06.2020 г.