Цель: Выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.
Ход работы
Теоретический материал
Загрязнение гидросферы:
1 Нефть и нефтепродукты — Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.
2 Тепловое загрязнение — связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.
3 Пестициды и удобрения — Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.
4 СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.
Практическая часть
Задание 1: Используя данные таблицы 1, определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России, постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.
Таблица 1- Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2016 г.
Отрасли | Млн. куб. м | % |
Обрабатывающая промышленность | 3772 | |
Добыча полезных ископаемых | 1021 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9196 | |
Транспорт и связь | 138 | |
Сельское хозяйство и лесное хозяйство | 1036 | |
Коммунальные услуги | 1879 | |
Всего | 100 |
Алгоритм выполнения задания:
- Определите долю каждой отрасли промышленности в общем загрязнении гидросферы.
- Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
- В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
- Сделайте вывод об основных отраслях промышленности, загрязняющих гидросферу.
Задание 2: Используя теоретический материал, заполните таблицу «Загрязнение гидросферы». Отметьте знаком «+» загрязнители, вызывающие изменение качества воды.
Загрязнители | Изменение физико-химических процессов водоемов | ||||
температу-ра | растворен-ный кислород | токсичность | доступ света | продуктивность | |
Нефть и нефтепродук-ты | |||||
Тепловое загрязнение | |||||
Пестициды и удобрения | |||||
СПАВ |
Задание 3: Используя данные таблицы 2, постройте столбчатую диаграмму «Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами», сделайте вывод.
Таблица 2 — Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами
Источник загрязнений | Количество сброса, тыс. т |
общие загрязнения нефтью и нефтепродуктами на преступный сброс с судов промывочных и балластных вод | 550 |
приток с речными водами | 40 |
потери при переливе нефти с танкеров при загрузке | 420 |
береговые промышленные сточные воды | 200 |
атмосферные осадки | 300 |
катастрофы танкеров | 300 |
шельфовое бурение | 50 |
итого |
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите общее загрязнение гидросферы.
3. Определите долю каждого источника загрязнения в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами.
3. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
4. В диаграмме отложите долю каждого источника в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами, используя масштаб в 1 см 10%.
5. Сделайте вывод об основных источниках загрязнения.
Задание 4: Используя данные таблицы 3, постройте круговую диаграмму «Концентрация нефтепродуктов в мировом океане».
Таблица 3 — Концентрация нефтепродуктов в Мировом океане
Районы Мирового океана | Концентрация нефтепродуктов, мкг/л |
Тихий океан | 200 |
Атлантический океан | 160 |
Северное море | 350 |
Средиземное море | 950 |
Балтийское море | 8 |
Алгоритм выполнения задания:
- Заштрихуйте или раскрасьте разными цветами.
- Подпишите концентрацию нефтепродуктов и районы загрязнения.
- Сделайте вывод об основном районе загрязнения и о влиянии загрязнения нефтепродуктами на гидросферу.
Задания выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися. Обязательно указывать дату выдачи задания, тему, цель занятия.
Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw
Выполненное задание присылать на электронную почту преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.
Работу выполнить сегодня, т.е. 21.05.2020 г.
При невозможности прислать выполненные задания на электронную почту можно отправить их на мой WhatsApp по телефону 89149753896.