Цель: Закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.
Ход работы
1 Теоретический материал
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.
Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.
2 Практическая часть
Задание 1: Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:
Года | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 |
Среднегодовая температура | 15,1 | 15,0 | 14,8 | 15,0 | 15,0 | 15,3 | 15,5 |
Алгоритм выполнения задания:
- Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
- Отложите на графике точки координат, постройте график.
- Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.
Задание 2: Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).
Изменения | Основные примеси в атмосфере | |||||
Углекислый газ | Метан | Озон | Сернистый газ | Оксиды азота | Фреоны | |
Парниковый эффект | ||||||
Разрушение озонового слоя | ||||||
Кислотные дожди | ||||||
Фотохимический смог | ||||||
Пониженная видимость атмосферы |
Задание 3: Построить столбчатую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:
2010 г.
Загрязнение всего – 11169 тыс. т
Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т
2015 г.
Загрязнение всего – 10856 тыс. т
Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т
2020 г.
Загрязнение всего – 9966 тыс. т
Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т
Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?
Задание 4: Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом» используя данные таблицы 1, сделайте вывод.
Таблица 1 — Загрязнение атмосферы транспортом
Вид транспорта | Доля в загрязнении атмосферы, % |
Автомобили на бензине | 75 |
Автомобиле с дизельными двигателями | 5 |
Самолеты | 4 |
Сельскохозяйственные машины | 4 |
Железнодорожный и водный транспорт | 2 |
Задание 5: Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».
Алгоритм выполнения задания:
- Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
- Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.
Таблица 2 — Концентрация в атмосфере парниковых газов
Концентрация в атмосфере | Концентрация в атмосфере | Концентрация в атмосфере | |
Года | Углекислого газа | Метана | Диоксида азота |
1000 | 280 | 755 | 268 |
1200 | 280 | 760 | 270 |
1400 | 290 | 750 | 275 |
1600 | 285 | 755 | 260 |
1800 | 287 | 750 | 280 |
2000 | 360 | 1750 | 310 |
Задания выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися. Обязательно указывать дату выдачи задания, тему, цель занятия.
Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw
Выполненное задание присылать на электронную почту преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.
Работу выполнить сегодня, т.е. 21.05.2020 г.
При невозможности прислать выполненные задания на электронную почту можно отправить их на мой WhatsApp по телефону 89149753896.