Цель: Закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять сходства и различия между ними.

Порядок выполнения:

1. Отработка терминов и понятий.

2. Выполнение работы, решение заданий.

3. Выполнение тестового задания.

Схема отчета:

1. Тема и цель занятия.

2. Ответы к заданиям.

3. Ответы тестового задания.

Оборудование: учебник Чернова Н.М. Экология 10 (11) кл. , стр. 115 — 147, Приложение (приведено ниже).

Ход работы:

 Задание 1: 

  • Изучить описание природной экосистемы.
  • Распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты).
  • Оформите в виде таблицы.

Лиственный лес

ПродуцентыКонсументыРедуценты
  • Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Например: береза- гусеница-синица-ястреб

Биоценоз лиственного леса

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов.

Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа.

Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню.

Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др.

Четвертый ярус — травянистый.

 Такими же этажами распределены и корни растений.

Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения.

Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые.

 В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки.

 Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей.

В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк.

 В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2: 

  • Изучите агроценоз пшеничного поля.
  • Распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Оформите в виде таблицы.

Пшеничное поле

ПродуцентыКонсументыРедуценты
  •  Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Биоценоз пшеничного поля

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий.

Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник.

Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3:

  • Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы
  •  Внесите следующие утверждения в таблицу:
  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.
Природная экосистемаАгроэкосистема
Естественный отбор
Искусственный отбор

Задание 4: 

Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

ПрироднаяАгроэкосистема
Видовой состав
Продуктивность

В итоге:

Задание 1. Таблица. Три цепи питания.

Задание 2. Таблица. Три цепи питания.

Задание 3. Таблица.

Задание 4. Таблица.

Контрольные вопросы (тестирование):

1. Основным источником энергии для агроэкосистем являются
А) минеральные удобрения
Б) солнечные лучи
В) органические удобрения
Г) почвенные воды

2. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой
А) отсутствуют цепи питания
Б) не происходит круговорот веществ
В) кроме солнечной используется дополнительная энергия
Г) растения не располагаются в пространстве ярусами

3. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга
А) имеют незамкнутый круговорот веществ
Б) для них характерна небольшая длина цепей питания
В) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
Г) имеют пищевые цепи и сети

4. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он
А) существует только за счёт энергии солнечного света
Б) не может существовать без дополнительной энергии
В) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов
Г) не включает консументов и редуцентов

5. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играет
А) превышение нормы высева семян
Б) введение севооборота на полях

В) выращивание растений одного вида
Г) увеличение площади агроценоза

6. Агроценозы характеризуются
А) доминированием монокультуры
Б) уменьшением численности вредителей
В) разнообразием входящих в них видов организмов
Г) уменьшением конкурентоспособности культурных растений

7. При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
А) увеличивается численность хищных птиц
Б) ускоряется рост сельскохозяйственных растений
В) уничтожаются их естественные враги
Г) уменьшается численность культурных растений

8. Агроэкосистема, в сравнении с естественной экосистемой, менее устойчива, так как
А) она состоит из большого разнообразия видов
Б) в ней замкнутый круговорот веществ и энергии
В) продуценты в ней усваивают энергию Солнца
Г) она имеет короткие пищевые цепи

Сделать  выводы:

  1. Сходство рассматриваемых экосистем — наличие продуцентов, консументов, редуцентов.
  2. В агроэкосистеме действует, кроме естественного, искусственный отбор.
  3. При большем разнообразии видов продуктивность природных экосистем ниже.
  4. Необходимо не только создавать искусственные экосистемы, но и сохранять природные. Требуется тщательная охрана данных экосистем, ведь всё то что сотворила природа гораздо лучше чем искусственные экосистемы. Движущие силы в природных и агроэкосистемах являются главными факторами, которые поддерживают и помогают развиваться этим экосистемам.

Приложение

Теоретические сведения и основные понятия

Задание выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. Обязательно указывать тему практической работы, цель практической работы, сформулируйте вывод по практической работе. Титульный лист выполнять не нужно. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися.

Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw

Выполненное задание присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.

Работу выполнить сегодня, т.е. 19.05.2020 г.

При невозможности прислать выполненные задания на электронную почту можно отправить их на мой WhatsApp по телефону 89149753896.