Цель работы: Ознакомиться с естественными и искусственными экосистемами Спасского района; выявить экологические проблемы, имеющие место в естественных и искусственных экосистемах района; предложить способы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития.

Ход работы:

  1. Заполните формы:

Искусственная экосистема «Спасский городской парк»

Дата:  
Растительная ассоциация:  
 
Величина пробной площади  
 
 
Географическое положение пробной площади  
 
 
 
Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади)  
 
 
 
Условия увлажнения  
 
Название почвы  
ДРЕВОСТОЙ
Степень сомкнутости крон:  
 
Состав древостоя  
 
 
Диаметр стволов:  
 
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ)
Степень сомкнутости:  
 
Породы:  
Высота:  
Характер распределения:  
 
ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС)
Степень сомкнутости:  
 
Породы:  
Высота:  
Обилие:  
Характер распределения:  
 
ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ
Общее проективное покрытие, %
Из них злаки:  
Осоки:  
Бобовые:  
Разнотравье:  
Прочее:  
Высота основной массы травостоя  
 
Общий облик (преобладающие виды, степень однородности покрова)  
 
 
 
Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность)  
 
 
 
 
Мертвый покров (% покрытия, равномерность, степень разложения)  
 
 
МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ
Общая характеристика (степень покрытия почвы, мощность, равномерность)  
 
 
 

Естественные водные экосистемы Спасского района

I. Бланк описания водоёма:

1. Дата _________________

 число, месяц, год

2. Тип и название водоема ________________________________

река…, озеро…, пруд… и т.д.

3. Номер пункта наблюдений /участка/ ____________________

4. Размеры водоема (если обследуется целиком) или размеры участка: площадь, кв.м._______________

Размеры береговой полосы:

Длина, м:  
Ширина, м:  

5. Описание местности, где находится водоем:

* лес,

* луг,

* поле,

* район жилых построек,

* район промышленных сооружений и т.п.

6. Описание наземной растительности, окружающей водоём:

 луговые травы ______________________________________________

например, клевер, ромашки, злаки, и т.д.

 деревья ____________________________________________________

например, ива, береза, тополь и т.д.

 кустарники _________________________________________________

например, лещина, бузина и т.д.

7. Описание прибрежной водной растительности (растущей непосредственно по берегу водоема):

____________________________________________________________

например, камыш, тростник, осока и т.п.

8. Описание высшей водной растительности:

____________________________________________________________

например, стрелолист, ряска и т.п.

9. Какой грунт на берегу и на дне водоёма:

* песок,

* камень,

* глина,

* ил,

* заиленный песок и т. д.

10. Характеристика воды:

 Цвет_______________________________________________________

 наличие запаха______________________________________________

 наличие плёнок на поверхности________________________________

 наличие плавающих скоплений «тины» (водорослей) и т.д._________

____________________________________________________________

11. Есть ли налёт – обрастания на предметах, погружённых в воду:

* на камнях,

* на растительности,

* на деревянных предметах и т.д.

12. Какой вид имеют эти обрастания:

____________________________________________________________

например, в виде бахромы из зеленых кустиков

____________________________________________________________

в виде бурого налета или слизи,

____________________________________________________________

в виде беловатых или серых хлопьевидных или слизистых налетов либо другой формы

13. Какие животные замечены на берегу и в водоёме:

 птицы _____________________________________________________

 рыбы ______________________________________________________

 млекопитающие ____________________________________________

 земноводные _______________________________________________

и т.д._______________________________________________________

 беспозвоночные:

моллюски___________________________________________________

насекомые (личинки или взрослые)_____________________________

например, поденки, стрекозы, ручейники

пиявки______________________________________________________

жуки_______________________________________________________

клопы ______________________________________________________

и т.д. _______________________________________________________

14. Отметьте, существуют ли на исследуемом участке (скопления мусора, свалки,  сточные трубы и др.)

________________________________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика водоема:

II. Бланк описания участка реки.

Дата _______.Ближайший населенный пункт ________________.

Название реки по карте __________________, местное _________.

Ближайший постоянный ориентир _________________________.

Откуда река начинается ___________. Куда впадает __________.

Морфометрические характеристики

Ширина (м)_______.

Глубина на середине реки (м) ___________.

Гидрометрические характеристики

Скорость течения (м/с) __________.

Расход воды (л/с) ___________.

Характеристика русла реки

Русло: прямое, умеренно извилистое, извилистое, меандры (изгибы) (выбрать нужное),

закоряжено, завалено сучьями, упавшим древостоем, опадом листвы, полуразложившимися растительными остатками, захламлено бытовым мусором, металлоломом (нужное дописать)______________________________________________.

Наличие островов, мелей, перекатов, плесов (выбрать нужное )______________________.

Наличие запруд, плотин, дамб, шлюзов, створов, причалов (выбрать нужное )_______________.

Характеристика дна реки

Дно: каменистое, каменисто-песчаное, песчаное, глинистое, глинисто-каменистое, заиленный песок, сильно заиленное топкое, ил черного цвета, коричневого цвета, светлый ил (выбрать нужное ). _______________________________________________________

Наличие родников на дне и берегу реки: (есть, нет, мало, много) (выбрать нужное )_________________

Характеристика воды

Наличие следов нефтепродуктов (отдельные пятна, примазки на растениях, пятна и пленки на большей части поверхности), пена, мусор (выбрать нужное )________________________________.

Прозрачность _________ см. Вода: прозрачная мутная, слегка мутная, бесцветная (выбрать нужное )__________________.

Цвет: серый, зеленоватый (нужное дописать) _________.

Запах: землистый, гнилостный, торфяной, травянистый (нужное дописать)_______________.

Интенсивность запаха: (в баллах): нет (0), очень слабая (1), слабая (2), заметная (3), отчетливая (4), очень сильная (5) (нужное дописать).

Температура воды _____ºС.     Температура воздуха ____ºС.

Характеристика берега и прибрежной зоны

Характеристика правого берега

Высота берега: высокий, низкий (выбрать нужное ).

Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (выбрать нужное ).

Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной, известняковый, со следами эрозии (выбрать нужное ) _________________,

топкий, заболоченный (выбрать нужное )______________.

Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией, вытоптан скотом, нарушен кострищами, колеями автотранспорта (выбрать нужное)_______________ _____.

Древесная растительность: редкая, сплошная; представлена преимущественно ольхой черной, ольхой серой, ивой, черемухой, рябиной, березой (выбрать нужное ) _________.

Террасы: (наличие, количество, превышение одной над другой в метрах)________________________________________.

Характеристика левого берега

Высота берега: высокий, низкий (выбрать нужное ).

Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (выбрать нужное ).

Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной, известняковый, со следами эрозии (выбрать нужное) ___________________________________,

топкий, заболоченный (выбрать нужное )_____________.

Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией, вытоптан скотом, кострищами, колеями автотранспорта (выбрать нужное ) ___________________________________.

Древесная растительность: редкая, сплошная; представлена преимущественно ольхой черной, ольхой серой, ивой, черемухой, рябиной, березой (выбрать нужное ) _______________________________________________________.

Террасы: (наличие, количество, превышение одной над другой в метрах)________________________________________.

Прибрежно-водная растительность

Редкая, обильная, образует сплошные полосы, куртины, на участке с быстрым течением, в заводях (осоки, рогоз, камыш, тростник, стрелолист обыкновенный, частуха подорожниковая, хвощ, зюзник, дербенник иволистный (выбрать нужное ) _______________________________________________________.

Водная растительность

Обильная, редкая, сплошная, сплавина (нитчатые водоросли (спирогира, зигнема), одноклеточные водоросли (зеленые, сине-зеленые), кувшинка, кубышка, водокрас, сусак зонтичный, элодея, ряска, многокоренник, рдесты (выбрать нужное ) _______________________________________________________.

Животные, живущие рядом с водой и в воде

Лягушки, пиявки, перловицы, водомерки, стрекозы (выбрать нужное и дописать) _______________________________.

Рыба: водится/не водится (выбрать нужное ) , встречаются виды рыб __________________________________.

Раки: водятся/не водятся (выбрать нужное ) .

Пойма берега, с которого производится наблюдение

Залуженная, облесенная, с редкой древесной растительностью (выбрать нужное ) ___________________________________.

Характер угодий на пойме: лес, кустарник, луг, болото, пашня, пастбище (выбрать нужное )

Хозяйственные объекты: жилая застройка, садово-огородные участки, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и объекты (силосные ямы, склад удобрений) (выбрать нужное ) ___________________.

Нарушения охранного режима рек

В пределах водоохранных зон (выбрать нужное ) : размещение дачных участков, строительство и реконструкция зданий, стоянки и мойка автотранспортных средств, применение и складирование химических средств, мусора, навозных стоков _______________________________________________________.

В пределах защитных полос (выбрать нужное ) : распашка земель, применение удобрений, выпас скота (кроме водопоя), индивидуальное строительство, движение автотранспортных средств _______________________________.

Изучение органолептических показателей воды

Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органов зрения, вкуса, обоняния). На основании этого делается вывод о запахе, цвете и вкусе. Однако при проведении исследований пробовать на вкус воду из любых источников, дегустировать неизвестные напитки (соки, воды) категорически запрещается!

1. Цвет (окраска)

При загрязнении водоёма стоками промышленных предприятий вода может иметь окраску, несвойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения — 10 см.

Диагностика цвета является одним из показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужен стеклянный сосуд и белый лист бумаги. Цвет воды отмечают, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый).

2. Прозрачность/ мутность

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов; от содержания химических веществ.

Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв — 0.5 мм, на расстоянии 4 см от дна цилиндра и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды можно будет прочитать этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах.

3. Запах

Запах воды обусловлен запахом веществ, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследование характера запаха  и его интенсивности при 20°С и 60°С (табл. 1).

Характер запаха  воды:

  • ароматический (огуречный, цветочный);
  • болотный (илистый, тинистый);
  • гнилостный (фекальный, сточной воды);
  • древесный;
  • землистый (прелый, свежевспаханной земли, глинистый);
  • плесневый (затхлый, застойный);
  • рыбий (рыбы, рыбьего жира);
  • сероводородный (тухлых яиц);
  • травянистый (скошенной травы, сена);
  • неопределенный (не подходящий под предыдущие определения).

Таблица 1. Интенсивность запаха воды.

Балл Интенсивность запаха
0 Отсутствует
1 Очень слабый
2 Слабый
3 Ощутимый
4 Отчетливый (можно определить его характер)
5 Очень сильный

    Характер и интенсивность запаха  определяется при обычных условиях (после интенсивного встряхивания пробы воды)  и при нагревании  до 60 °С.  Далее оценивают его характер и интенсивность по 5 – бальной системе согласно таблице 1, результаты заносят в сводную таблицу 7. Интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 баллов.

            Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы его отмечали несколько исследователей. Все результаты исследований заносятся в таблицы 2-7.

Таблица 2. Характеристика места отбора пробы.

Точка отбора Дата, время Номер Пробы Описание положения точки отбора пробы
       
     
     

Таблица 3. Внешний вид поверхности водоема.

Чистая Пятна, пленка Пена Прочее
       

Таблица 4. Характеристика дна.

Камни Трава Галька Песок Глина Прочее
           

Таблица 5. Описание водной и прибрежной растительности.

Систематические группы Видовой состав
   

Таблица 6. Использование воды.

Характер использования Использование на вашем объекте
Водозабор, транспорт, купание и пр.  

Таблица 7. Характеристика качества воды.

Номер пробы   Цвет Запах при обычных условиях Запах при t = 60°С Прозрачность, см Мутность, мг/л
           
           
           

Общая характеристика реки:

Вывод: Сформулировать самостоятельно.

Задание: Составить отчёт по практической работе № 5. Можно для описания взять не предлагаемый Спасский городской парк, а любую другую экосистему (естественную или искусственную) по своему выбору.

Задание выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. Обязательно укажите тему практической работы, цель практической работы, сформулируйте вывод по практической работе. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися.

Выполненные задания присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.

Работу выполнить сегодня, т.е. 13.05.2020 г.

При невозможности прислать выполненные задания на электронную почту можно отправить их на мой WhatsApp по телефону 89149753896.

ВНИМАНИЕ! ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ».

Для получения зачёта необходимо выполнить все задания за период дистанционного обучения.