Цель: Формирование представления об основах исследовательского и проектного методов.

Вопросы для изучения:

  1. История возникновения исследовательского метода и метода проектов.
  2. Понятия «проект», «метод проектов».
  3. Классификация проектов.
  4. Метод учебного проекта.
  5. Этапы работы над учебным проектом.
  6. Поэтапная работа над проектом, исследовательской работой.
  7. Формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций проектов и исследовательских работ.
  8. Принципы оформления проекта  и исследовательской работы.

Теоретические сведения

История возникновения метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы XIX в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании или так называемой прагматической педагогике, провозгласившей принцип «обучение посредством делания».

     Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

     Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

     Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

     Сторонники метода проектов в советской России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина,  

 Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

     Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

 — отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

 — слабая разработанность методики проектной деятельности;

 — гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;

 — сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.

     Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден.

     В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.

     «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

     Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих студентов. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. “Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску”, — так многие авторы определяют понятие “метод обучения”.

Что такое проект?

     Проект – реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

    Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность студентов по решению определенной проблемы; осуществляется с помощью преподавателя.

Что такое метод?

     Метод — это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания.

Что такое метод проектов?

     Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Метод проектов  — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграции фактических знаний, но и на применении новых.

Классификация (типология) проектов.

1. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности:

 — Исследовательские.

     Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

    Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности, взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задачи исследования, последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

    Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.

 — Творческие.

     Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

     Этот проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

     Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

     Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников проекта.

     Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

 — Ролевые.

     Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.

 — Прикладные (практико-ориентированные).

     Прикладной (практико — ориентированный) проект – направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

     Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь и т.д.)

     Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформление результатов проектной деятельности, и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

 —   Информационные (ознакомительно-ориентировочные).

     Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

     Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

     Результатами проекта становится проанализированная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете, видеофильм  и т.д.

     Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

 Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схоже с предметно-исследовательской деятельность:

 • предмет информационного поиска;

 • поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

 • аналитическая работа над собранными фактами;

 • выводы;

 • корректировка первоначального направления (если требуется);

 • дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;

 • анализ новых фактов;

 • обобщение;

 • выводы (и так далее – до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта);

 • заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

 — Аналитический.

     Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению инновационного опыта, во-вторых, аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.

     Условия использования этой формы описания опыта:

а) использование в процессе сбора материала об опыте разных источников и методов исследования, что позволяет получать разнохарактерный материал, требующий установления связей и зависимостей;

 б) недостаточная доказанность продуктивности обобщаемого опыта, что требует дальнейшего более глубокого изучения;

 в) недостаточная научная обоснованность и объяснимость опыта, согласно целям его исследования.

Аналитический отчет позволяет сохранять проблемность материала и его открытость для дальнейшего исследования

Примерный план написания Аналитического отчета:

  1. Краткая характеристика инновационного опыта (описание новации, истории ее появления, представление автора).
  2. Теоретическое обоснование (объяснение) опыта.
  3. Описание применяемых методов (видов) анализа.
  4. Анализа материала и его результатов.
  5. Выводы по возможности использования данного инновационного опыта в массовой практике.

    Аналитический отчет пишется строгим научным языком, в нем используются таблицы, графики, схемы, что не только является средством предъявления и описания опыта, но и средством его анализа и доказательности продуктивности результатов.

    Технология написания проектной разработки.

     Результатом обобщения опыта деловой деятельности может стать Проектная разработка инновационной деятельности специалиста. Например, студент может самостоятельно разработать серию конспектов занятий, соответствующих инновационному опыту конкретного педагога. Проектная разработка — это педагогический проект предстоящей (возможной) деятельности. Главное — в новом проекте сохранить и развить далее инновационные идеи изучаемого опыта или выводы из эксперимента.

Виды проектных разработок:

  1. Конспекты учебных и иных занятий.
  2.  Перспективные планы внедрения передового инновационного опыта в практику какого-либо учреждения.
  3. Программы индивидуального развития обучающего.
  4. Система развивающих игр.
  5. Комплекс наглядных пособий для определенных занятий.
  6. Положения о деятельности кого-либо или чего-либо и даже концепции развития и др.

План описания Проектной разработки зависит от ее характера (план, программа или сценарий).

    Но в любом случае каждая разработка содержит в себе:

  1. Описание замысла, теоретических идей, положенных в основу разработки, назначения Проектной разработки.
  2. Характеристика педагогического проекта (конспекта, программы, положения или комплекса).
  3. Описание технологии разработки.
  4. Предъявление разработки.
  5. Характеристика условий, времени и места применения сделанной разработки, ее практической значимости.

     Предупреждение:

     Проектную разработку целесообразно использовать в качестве формы изучения опыта работы при выполнении дипломной работы и, по рекомендации преподавателя, изредка курсовой. Проектирование в деловой деятельности требует комплексного подхода и особых умений. Ее можно использовать вместе с Аналитическим отчетом в качестве его дополнения или Приложения.

2. С точки зрения предметно-содержательной области:

 — Монопроекты (в рамках одной области знаний).

    Как правило, такие проекты проводятся в рамках одной дисциплины. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии занятий. Разумеется, работа над монопроектами подчас подразумевает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структурации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые обучающиеся предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом занятии по группам (роли в группах распределяются самими обучающимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

 Типы монопроектов:

 • литературно-творческие

 • естественно-научные

 • экологические

 • языковые (лингвистические)

 • культуроведческие

 • спортивные

 • географические

 • исторические

 • музыкальные

 — Мономодульные (охватывающие один модуль программы).

 — Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей).

 — Межпредметные (интегрированные).

    Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 дисциплины, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как «единое речевое пространство», «культура общения», «проблема человеческого достоинства в российском обществе 19-20 веков» и прочее). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

4. По характеру контактов:

 — Внутренние (региональные) (среди участников одного образовательного учреждения, группы, города, региона, страны).

 — Международные (участники проекта являются представителями разных стран).

 5. По количеству участников проекта:

 — Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных  образовательных учреждениях, регионах, странах).

 — Парные (между парами участников).

 — Групповые (между группами участников).

    Преимущества групповых проектов:

 • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

 • Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;

 • Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

 • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

 — Индивидуальные.

   Преимущества индивидуальных проектов:

 • План работы может быть выстроен с максимальной точностью;

 • У обучающегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

 • Обучающийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения замысла до итоговой рефлексии;

 • Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

 6. По продолжительности выполнения (вариант оптимален для педагогического проекта)

 — Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной    проблемы).

 — Средней продолжительности (от недели до месяца).

 — Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

    По продолжительности выполнения (вариант оптимален для учебного проекта)

 — Краткосрочные (2-4 часа).

 — Среднесрочные (8-10 часов).

 — Долгосрочные (от 20 до 60 часов).

7. По преобладающим технологическим процессам

— Архаичные (ручные технологии).

— Традиционные (машинные технологии).

— Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики).

8. По предмету труда

— Человек – человек.

— Человек – природа.

— Человек – техника.

— Человек – художественный образ.

— Человек – знаковая система.

9. По сфере применения

— Колледж.

— Семья.

— Досуг.

— Производство.

— Профессиональное самоопределение.

10. По интересам

Познавательные.

— Экологические.

— Коммерческие.

— Игровые.

— Профессионально – трудовые.

— Научные.

— Комплексные.

     Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный       подход, групповые методов, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

     Учебный проект – это и задание для студентов, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

    Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной  самими студентами  в виде цели и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект основывается на следующих моментах:

 • развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;

 • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

 • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

 • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

 • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Этапы работы над учебным проектом

  1. Погружение в проект:

— Формулировка проблемы проекта (ПРОБЛЕМА — социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем – либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др).

— Определение темы.

— Актуальность проекта.

— Объект исследования.

—  Предмет исследования.

—  Гипотеза (Предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка.  Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» — основание, предположение, суждение о закономерности связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если — то». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставить самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее).

— Точная формулировка целей и задач проекта.

   2. Организация деятельности:

— Организация рабочих групп.

— Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта.

— Определение возможных форм презентации проектного продукта, и в каком виде будет дана презентация проекта.

   3.Осуществление проектной деятельности:

— Изучение различных источников информации.

— Структурирование, обобщение и анализ информации.

—  Изучение необходимых теоретических материалов.

— Социальный опрос.

— Видеосъемки.

— Фотосъемки.

— Графики и их анализ.

— Интервью.

— Эксперимент.

— Наблюдение.

— Анализ информации. Формулировка выводов.

— Оформление результатов.

— Самооценка (рефлексия) конечного продукта и процесса реализации проекта.

— Определить, что было положительного, а что отрицательного в процессе проектной деятельности.

— Оформление полученных результатов в ПОРТФОЛИО. Продукт проектной презентации (это разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы).

— Репетиция предстоящей презентации.

   4.Презентация результатов.

    Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был, замысел и что получилось, в результате совместного решения проблемы.

    В ходе презентации необходимо четко и ярко представить полученный проектный  продукт, а также рассказать о том, какие идеи возникли в ходе работы над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были преодолены.

Оформление проекта.

 Проект оформляется на листах форматом А4  в отпечатанном виде.

 Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, группа, название специальности;

д) год подготовки проекта.

2. Вторая страница –  аннотация.

3. Третья страница – содержание.

4. Четвертая страница – технические указания (сокращения).

5. С пятой страницыосновное содержание проекта.

Актуальность проекта.

Тема, проблема, объект исследования, предмет исследования, гипотеза.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления.

Результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть).

Предполагаемый результат в случае реализации проекта.

Публикации по теме проекта.

Смета проекта.

Экономичность проекта.

Форма представления результатов.

6. Заключение. Рефлексия. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был  достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе.

7. Приложения.

8. Благодарность выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь.

9.Список литературы.

Задание: Изучив теоретические сведения, составить конспект.

Задания выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. При отсутствии технической возможности допускается выполнение задания в рукописном виде в тетради с последующим сканированием или фотографированием. Пишите аккуратно, разборчиво. Фотографии должны быть чёткими, нерасплывшимися. Обязательно указывать дату выдачи задания, тему, цель занятия.

Выполненные задания присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.

Работу выполнить сегодня, т.е. 05.05.2020 г.

При невозможности прислать выполненные задания на электронную почту можно отправить их на мой WhatsApp по телефону 89149753896.