Цель: Закрепление умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека, самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации.

Задание 1. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

Задание 2. Перечислите особенности, которые характеризуют альтернативные источники энергии (солнечную, ветровую) как экологически более безопасные по сравнению с традиционными (нефтью, углем, энергией атома и др.).

Задание 3. Объясните, почему ученые-экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу.

Задание 4.Выберите правильные утверждения. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов;

д) увеличению радиационного фона на Земле.

 Задание 5.  Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие на  природу и человека». В центральную колонку впишите основные источники, выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонке опишите опасность, которую представляют эти вещества для природы и человека.

Источники, выделяющие атмосферные загрязнители:

  • транспорт;
  • цементные заводы;
  • аварии на атомных реакторах;
  • производство, на котором сжигаются уголь, сланцы, нефтепродукты, торф;
  • производство атомного оружия;
  • производство железа, меди, серной кислоты, азотной кислоты;
  • тепловые станции и электростанции, работающие на угле, торфе и мазуте;
  • взрывы атомных и водородных бомб.

Таблица 1 – Основные загрязнители воздуха и их воздействие на природу и человека

Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на природу и человека
Оксиды углерода (CO, CO2)    
Оксиды серы (SO3, SO2)    
Оксиды азота (NO, NO2)    
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.)    
Радиоактивные вещества    

Задание 6. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды.

Задание 7. Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти или нефтепродуктов способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

Задание 8. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных.

Задание 9. Ответьте на вопросы:

А. Что защищает почву от ветровой эрозии? Какова роль многолетних трав в защите почвы от эрозии?

Б.  Почему в степных условиях рекомендуется безотвальная вспашка?

Задание 10. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические последствия) этот снег? Выберите правильный ответ:

а) на поле;

б) в реку или озеро;

в) в специально вырытый котлован;

г) в любое место.

Обоснуйте выбранный ответ.

Рекомендуемая литература: Н.М. Чернова, В.В. Галушин, В.М. Константинов. Экология 10 (11) класс.

Задание выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов. Обязательно указывать номер, тему, цель практической работы, самостоятельно сформулируйте вывод. При подготовке задания используйте рекомендуемую учебную  литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы. Титульный лист выполнять не нужно. При отсутствии технической возможности допускается выполнение работы в рукописном виде с последующим фотографированием.

Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw

Выполненные задания присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.