Цель: Отработка навыков составления конспекта научной статьи, словарной статьи (по выбору  обучающегося)

Задание:

Прочитать конспект лекции :

1.Требования к написанию конспекта лекций. Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось.

Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов. 

Советы по созданию конспекта лекции

  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация. Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте.  

  3. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
    1. Древнерусский язык — др .р. яз.
    1. Украинская литература — укр. лит-ра.
    1. Государство – гос-во
    1. Руководство – рук-во
    1. Формула — ф-ла
  4. Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например: 
    1. ! — важно;
    1. !! — очень важно;
    1. ? — под вопросом;
  5. Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  6. Используйте различные математические обозначения:
    1. + (плюс), = (равно),
    1. ≠ (не равно),
    1. ≈ (приблизительно),
    1. <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    1. ± (погрешность, неточность),
    1. ∞ (бесконечно),
    1. || (параллельно),
  7. Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    1. v — скорость, а — ускорение, L — индуктивность.
    1. ВОВ, ЕС, МБР.
  8. Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  9. Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  10. Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства.
  11.  Записывайте конспект аккуратным, разборчивым почерком.

2. Требования к написанию конспекта научной статьи. Основное в конспектировании научных работ — умение выделить главное, рациональное. Основное правило  такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ.

3.Требования к написанию конспекта словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем — выписка отдельных значений слов. Нельзя  переписывать текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы — выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.

3.4.Требования к написанию конспекта художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

Изучить рекомендуемую литературу: Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности, стр. 85 — 87.

Самостоятельно подобрать статью по специальности (из периодической печати или из учебной литературы) и составить конспект.

Задание выполнять в текстовом редакторе Word в соответствии с действующими правилами оформления текстовых документов.

Ссылка на правила оформления текстовой документации: https://yadi.sk/i/WPsnaecJe80ruw

Выполненные задания присылать на электронную почту  преподавателя Собокарь И.С. sobokar.ira@bk.ru  с обязательным указанием в теме письма группы, ФИО студента, дисциплины.